Эстетические основы проектирования современного интерьера
09.12.2015 |
Стиль движения «Искусств и ремесел», созданный у. Моррисом, отличался ремесленной рукотворностью и естественной простотой, уникальностью и насыщенной декоративностью авторских художественных решений, органичной соразмерностью каждой вещи и ее окружения. Широко известны такие высказывания У. Морриса:
«Красивая вещь- это радость навсегда» и
«Пусть никогда в твоем доме не будет чего-то, что ты не знал бы как использовать, или не верил бы, что это красиво».
В копилку методов современного дизайнера интерьеров У. Моррис внес понимание необходимости учиться и заимствовать у природы, как одного из главных источников творчества. Кроме этого, Моррис вернул поэзию и статус истинной подлинности рукотворным, ремесленным предметам в интерьере. Наконец, Уильям Моррис оставил богатую коллекцию разработанных им рисунков, поражающих своим богатым декором и красочностью. Эти орнаменты до сих пор вдохновляют дизайнеров при работе в разных стилевых направлениях, так как давно уже стали классикой дизайна.
Идеи У. Морриса оказали сильное влияние на становление стиля модерн, который возник в начале 20 века как метод создания целостной, логичной и изысканной формы, отвечающей духу времени, а не копирующий слепо образцы ушедших эпох. Во время расцвета модерна художники и архитекторы осознали себя творцами новой вселенной со своим языком и образностью, не копирующими реальный мир, но пересоздающими его на новом художественном и концептуальном уровне.
Этой позиции модерна вторят строки Максимилиана Волошина, написанные в 1904 г.:
«          Все видеть, все понять, все знать, все пережить,
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Все воспринять - и снова воплотить!».
Лучшие образцы модерна привнесли в развитие дизайна тот неоценимый вклад, который осмысливается и используется дизайнерами интерьера до сих пор: динамичные выразительные орнаменты, развитое чувство пространства, сознательное обращение с материалом и выявление его красоты, создание форм, оправданных конструкцией.
Модерн также много заимствовал у природы и искал красоту в волшебстве жизни. Для него характерно пристальное внимание к самым разным формам жизни, в том числе к насекомым - стрекозы, жуки часто становятся частью орнамента. Их мерцающий колорит, собственно, и есть колорит модерна.
Еще один важный исток – ключ к современному пониманию искусства интерьера – это японское искусство. Для европейского менталитета в японском подходе необычно и чрезвычайно важно искусство выражения духовного в материальном, в простых вещественных формах. Сущность японской эстетики дзен-переживание целостности мира, когда вечное символически присутствует в суетном, а обыденное становится отражением вечного. Главный принцип аварэ - очарование вещей в ускользающем и быстротекущем мире, очарованность божественной красотой, погруженной в бесконечно создаваемый поток форм. Японскому интерьеру свойственна пустота. В буддийской философии пустота-то, что помогает человеку освободиться от привязанности к наполненной предметами, эмоциями, событиями повседневности, приводит к обретению покоя и воссоединению с внутренней чистотой, изначально присутствующей в каждом.
Хочется упомянуть еще об одном мощном источнике живительной силы в подходе к современному дизайну коттеджа или квартиры. Этот источник - Скандинавский классический модернизм. Уникальный подход к дизайну в северных странах отличается следующими чертами:
- высокое уважение к бытовым нуждам, идеал жилища и семейных ценностей как отражения культуры и благосостояния общества;
- единение с природной средой и преемственная духовная связь с художественными ремеслами;
- органичность, непосредственность и внутренняя экспрессия отдельных предметов и целостного интерьера.
Характерными чертами современного скандинавского дизайна считают
-использование натурального материала;
-открытую демонстрацию конструкции изделия
- тщательная отработка деталей.
Слоганами, отражающими скандинавский подход к дизайну, являются
«Большие чувства нужно выражать, избегая лишних жестов».
«Красота есть абсолютная умеренность».