Архитектура в стиле модерн
10.12.2015 |

Есть ощущение, что этот стиль, просуществовавший всего каких-то 30 лет на рубеже 19 и 20 веков, в нашей стране был досрочно сметен историческим революционным вихрем, и на долгое время предан забвению, отдав пальму первенства модернизму (схожи только названия, но кардинально различна суть) и нео-классицизму. И все художественные находки, все обаяние модерна почти век оставались невостребованными.

Однако архитектурные стили являются порождениями своих эпох. И сейчас настало время переосмыслить модерн, а также заново открыть его для себя дальним потомкам тех, у кого он был отнят насильно гегемоном революции.

Модерн как архитектурный стиль зародился не в России. По всему миру в этот момент отмечался некоторый упадок архитектурной мысли, заключавшийся в том, что общество претерпевало большие изменения - все сильнее развивался промышленный капитализм, а адекватного отражения в архитектуре не было. Были попытки как-то приспособить под современность исторические стили, или же эклектично соединять их, производя искусственные по сути творения. И вот, наконец, родился стиль, который стремился к синтезу различных (и не только архитектурных) художественных методов, приемов и форм. Кроме того, он активно использовал новые материалы - железобетон, стекло в металлоконструкциях. Однако модерн не ставил задачи подчеркнуть эстетику самого материала, или обнажить конструктивные особенности постройки. Напротив, и материалы и конструкции были второстепенны по отношению к эстетике фасада здания. Архитекторы модерна композицию фасада выводили из планировки здания, а ее в свою очередь создавали как ассиметричную группу перетекающих друг в друга помещений, сгруппированных вокруг центральной лестницы. Таким образом, фасады становились ассиметричными, а также пластически выразительными: их украшали балконы, эркеры, невиданной до этого «природной» формы оконные переплеты и дверные проемы. Фасад становился более похожим на скульптуру, чем на несущую конструкцию. На фасады выносились замысловатые кованые украшения черного металла, витражи, облицовка из глазурованной керамики. Основным вдохновляющим источником для модерна были природные формы, но форма самых прихотливых и изысканных растений - ирисов, маков, а также лилий и других водных растений с длинными тянущимися стеблями. Использовался и геометрический орнамент, в том числе мотив меандра в специфической «модерновой» интерпретации. Ряд орнаментальных мотивов модерна был позаимствован из искусства Японии.

Московские особняки в стиле модерн очень разнообразны, потому что в модерне могут звучать интонации разных архитектурных стилей - например, готики или классицизма. Но индивидуальный ассиметричный фасад с необыкновенной пластикой «с головой» выдает модерн.

В России модерн развился на благодатной почве интереса к средневековому русскому стилю, предшественником его был так называемый неорусский стиль. Любопытно рассмотреть, как модерн фактически появился из самой культурной среды России конца 19 века. Посмотрим на усадьбу Василия Дмитриевича Поленова - русского живописца, который построил свой дом на берегу Оки по своему собственному проекту в 1892 году. Специалисты говорят, что в облике этого дома видны черты зарождающегося модерна. На такую мысль наталкивают асимметричность и многоликость фасадов, свободная композиция окон (разной формы и размера), балкончиков, террас и крыш, каким-то удивительным образом образующих стилистическое и композиционное единство. А вот какие ниточки ведут нас от Поленова к другим корифеям модерна. Поленов был по жене родственником Саввы Мамонтова, известного промышленника и мецената. Он участвовал в его Абрамцевском кружке, где расцвели таланты Васнецова, Врубеля, Коровина. Помимо живописи художники занимались декоративной керамикой, а мы знаем какую роль украшения из керамики сыграли в отделке фасадов в стиле модерн. Майоликовое панно «Принцесса Греза», выполненное по картине Михаила Врубеля занимает центральное место на фасаде «Метрополя», который и задумывался как манифест нового искусства и стал самым известным зданием в стиле ар-нуво (модерн) в Москве. Панно Константина Коровина на тему русского Севера украшает фасад Ярославского вокзала, построенного по проекту «певца модерна» архитектора Шехтеля. По проекту Васнецова были созданы майоликовые фризы на фасаде Третьяковской галереи. Шехтель учился в Академии ваяния и Зодчества в Москве в одном классе с Левитаном, а преподавал им все тот же Василий Дмитриевич Поленов.

Главными архитекторами московского модерна были Лев Кекушев и Федор Шехтель. Лев Кекушев проектирует первую московскую постройку в стиле модерн в 1896 году - доходный дом в Варсонофьевском переулке. Новый стиль очень понравился московским меценатам и застройщикам, и для Кекушева пришла пора многочисленных заказов на особняки в этом стиле. Важнейшие постройки Кекушева в стиле модерн в Москве - особняк Кекушевой на Остоженке ( на крышу был помещен огромный лев- своеобразный символ архитектора), дом Листа в Глазовском переулке, дом Носова на Электрозаводской улице, особняк Миндовского на Поварской улице.

Самыми знаменитыми "шехтелевскими" зданиями московского модерна являются особняки З.Г. Морозовой, С.П. Рябушинского, А.И. Дерожинской и два собственных дома архитектора.

Особенность работы архитекторов модерна заключалась в том, что они проектировали особняки полностью, включая все внутреннее убранство. Философия модерна и состояла в том, что дом строится изнутри снаружу - то есть архитектура подчиняется удобному и красивому интерьеру. Например, интерьер дома Рябушинского строится по спирали вокруг центральной лестницы дома, а спираль - один из знаковых графических символов модерна. Этот особняк Шехтеля, как и особняк Дерожинской - наиболее полные примеры архитектуры модерна в ее чистом виде. Но модерн иногда носил явные черты других исторических стилей (в этом его гибкость и широта интерпретаций).

Так собственный дом Шехтеля в Москве в Ермолаевском переулке носил отпечатки готического стиля, хотя и демонстрировал новые для Москвы архитектурные принципы. Этот особняк свободно размещен на участке, с красной линией квартала совпадает только выступающая стена гостиной. Все помещения выходят в двухсветный лестничный холл, образуя так называемую «круговую» анфиладу, этот же прием поражает и в особняке Рябушинского. Все помещения здания скомпонованы в разновысотные объемы, живописно и как бы случайно расставленные вокруг лестницы, увенчанной высокой кровлей. 

Дом Морозовой на Спиридоновке также тяготеет к интерпретации готического стиля. А вот собственный дом Шехтеля на Б. Садовой - это пример синтеза модерна с нео-классическим стилем.

В конце статьи еще раз подведем итоги о преимуществах стиля модерн для сегодняшнего заказчика, и о том, почему архитекторы нашего архитектурного бюро так любят этот стиль.

Модерн дает возможность обратиться к разным интересным самим по себе историческим архитектурным стилям - готике, классике и по-новому «прочитать» их.

Для архитектуры модерна на первом месте стоит удобство внутренней планировки.

Модерн предлагает фантастически красивые декоративные элементы фасада и внутреннего убранства - витражи, кованые решетки, майолику, роспись, резьбу по дереву.

Модерн близок к органическому стилю с его пониманием архитектурного объекта как органической части ландшафта.

Этот список можно продолжить - каждый найдет в модерне что-то притягательное, модерн всегда очень личный и для каждого свой.